Армянские Храмы в Иерусалиме

moisseev

New member

Армянский Иерусалим.
Мы не всегда отдаем себе отчет, сколько крови было пролито во имя обладания Святыми Местами, какую важную роль временами играл этот вопрос, меняя ход мировой истории. Историческая наука достаточно долго старалась смотреть на прошлое преимущественно через призму Realpolitik, сводя все побудительные мотивы только к расширению власти, захвату территорий и других ресурсов. Но сейчас, похоже, крайности такого подхода преодолеваются, и провозглашенные, объявленные цели снова признаются реальным и важнейшим фактором.
Вспомним Крестовые походы, начатые во имя освобождения Гроба Господня из-под власти неверных. В XI веке резко активизировалось паломничество из Европы к Святым Местам, это подготовило почву как для самой идеи, так и для активного принятия ее в обществе.

Вспомним XIX в. и Крымскую войну, имевшую огромные последствия в российской истории – ведь именно поражение в той войне проложило дорогу кардинальным реформам 60-х гг. Поводом к ее началу стал именно вопрос прав на Святые Места – очередной конфликт между православными и католиками.

За инцидентом 19 октября 1847 г. в Вифлееме началось длительное дипломатическое противоборство, в ходе которого от османских властей требовали закрепления привилегий в Святых Местах: Россия – Православного Греческого Иерусалимского Патриархата, Франция – Католического Иерусалимского Патриархата. В 1853 г. длительный конфликт перерос в кровопролитную войну, в которую оказались вовлеченными четыре империи – Российская, Османская, Британская и Французская.

Сейчас у историков нет особых разногласий ни по состоянию Восточного вопроса в то время, ни по балансу интересов держав, ни по ходу и результатам войны. Но вот повод к началу конфликта по сей день, спустя 160 лет, излагается с диаметрально противоположных позиций.

Современные российские исследователи в согласии с тогдашней российской версией говорят о нападении монахов-францисканцев на православного епископа, о погроме в Базилике Рождества в Вифлееме, в ходе которого из Святых яслей Вертепа Рождества была похищена католиками Серебряная звезда, указывавшая место Рождества Христова - она принадлежала грекам и подтверждала их право на обладание Святым Местом.

Европейские исследователи придерживаются версии, которая была в ходу в тогдашней Европе: греки сами сняли и спрятали Серебряную звезду с латинской надписью – последний символ, подтверждающий права католиков на Святое Место.

Как видим, незначительный, на взгляд современного человека, повод из сферы духовного до сих пор разделяет давних противников, что заставляет задуматься о том, являются ли лозунги войны всего лишь удачно найденным предлогом.

Это краткое предисловие только на первый взгляд не имеет прямого отношения к правам Армянской Апостольской Церкви на Святой Земле. Оно призвано помочь нашим читателям осознать, о «мелочах» какого масштаба идет речь, какие силы вовлекались по ходу истории в подобные «споры». Кроме того, у нас с самого начала не должно создаться впечатление, что исключительно права ААЦ и армян на Святой Земле подвергались постоянным попыткам узурпации. Серьезнейшие конфликты нередко возникали между католиками и православными. Исключительность положения нашей Церкви на Святой Земле состояла в первую очередь в том, что за ее спиной никогда не стояла сила мирового масштаба. Даже в периоды существования независимого армянского государства на Нагорье его сил недоставало на проведение активной «внешней политики» вдали от своих границ.

Пожалуй, только Киликийская Армения, расположенная достаточно близко от Святой Земли, смогла играть здесь, как государство, некоторую роль. По ходу истории у Армянства часто не хватало сил даже на то, чтобы распространять армянский взгляд на вещи, в частности, на наши права и привилегии в Святых Местах, хотя бы в армянской среде, и не хватает до сих пор. (Армяне, живущие в диаспоре, утратившие или теряющие язык, чаще всего воспринимают информацию из неармянских источников со всеми вытекающими последствиями.) Оставалась надежда на патриотизм и убежденность отдельных людей…

Сегодня мы хотим предоставить слово человеку, который не понаслышке знает нынешнюю сложную ситуацию на Святых Местах, – настоятелю церкви Св. Архангелов в Иерусалиме отцу Гевонду.

hАйр Сурб (Святой отец), последнее время христианские праздники в Святых Местах часто омрачаются конфликтами между армянским и греко-православным духовенством. Огромное количество армян сегодня живет в диаспоре, причем резко выросла диаспора в православных странах. Естественно, что в таких странах СМИ крайне односторонне подают информацию об этих конфликтах, и армянам непросто составить себе представление о том, что же происходит на самом деле.

Иерусалим, священный город трех религий, всегда был для христиан не только сакральным Центром, но и своего рода моделью мира. Веками закрепленный статус ААЦ в Иерусалиме подтверждал истинную роль Армянской Церкви в Христианском мире в те мрачные времена, когда наш народ был порабощен чужеземными завоевателями.
Расскажите хотя бы вкратце об истории присутствия нашей Церкви на Святой Земле.

________________
Первые страницы присутствия армян на Святой Земле относятся к ранней эпохе христианства, предшествующей 301 г. – обращению царя Трдата и принятию армянами впервые в мировой истории христианства как государственной религии. Есть исторические свидетельства о том, что уже в 254 г. архиепископы Армянской Церкви вместе с епископами Греческой Церкви в Иерусалиме и Александрии (Египет) активно занимались поиском и подтверждением Святых Мест, которые относились к деяниям Иисуса Христа, а также постройкой зданий для сохранения ценностей раннего христианства.

В своей работе «Подпись Святого Града Иерусалима» (1859) Мкртич вардапет Арцрунян со ссылкой на древнюю рукопись упоминает Елену, жену Св. царя армянского Абгара, правившего в Эдессе. Благочестивая царица Елена, оставив славу двора, отправилась в Иерусалим в 42 году по Р.Х., в начале мая. В это время в Иерусалиме и окрестностях был голод. Отдав все свои драгоценности, она закупила продовольствие из Египта, Кипра и других мест и кормила всех, не делая различий между христианами, евреями и язычниками.

На пятый год ее присутствия в Иерусалиме, когда голод в земле Иудейской прекратился, она взялась за строительство малых часовен. Первым делом она огородила место Гроба Господня, построив над ним часовню в виде пирамиды. После построила часовню и на горе Елеонской (Вознесения) на месте следа стопы Господа, откуда Он вознесся на Небеса. Огородила камнями также место рождения нашего Господа в Вифлееме.

Св. Елена встречалась на Сионе с Богородицей, от Нее узнавала о жизни нашего Господа. На седьмой год пребывания в Иерусалиме она скончалась и была похоронена с почестями.

О ней упоминает и Мовсес Хоренаци:
«Елена же, украшенная, подобно своему мужу Абгару, верой, не вынесла жизни среди идолопоклонников и в дни Клавдия, во время голода, предсказанного Агабосом, отправилась в Иеру¬салим. Отдав все свои богатства, она закупила в Египте большое количество пшеницы и раздала всем голодающим, о чем и свиде¬тельствует Иосиф. Ее примечательная могила перед воротами Иерусалима сохранилась до сегодняшнего дня».

Далее, у Св. Григора Татеваци (XIV-XV вв.), опирающегося на свидетельства древних армянских историков, можно найти следующее:
В 315 г. Св. Григор Лусаворич, после просвещения Армении богопознанием и всеми православными установлениями, а также после рукоположения более четырехсот тридцати епископов, вместе с царем Св. Трдатом и многочисленным войском отправляются в Рим для поклонения мощам Св. Апостолов Петра и Павла, а также для заключения братского договора и союза со Св. Константином и римским первосвященником Св. Сильвестром.

В Риме Св. Григору были оказаны почести как исповеднику и мученику Христову. Ему передали мощи Апостолов и много других даров. Потом были разделены Святые места. Армяне получили часовню Св. Иакова (сегодня армянский монастырь Србоц Акопянц (Свв. Иаковов) в Иерусалиме, где находятся голова Св. Иакова Зеведеева и мощи Св. Иакова, брата Господня), Голгофу и многие другие святыни. Хранителей Гроба Господня определял жребий. И он выпал армянам!

Остальные претенденты из-за этого погрузились в печаль, и смиренный Св. Григор уступает им, чтобы все вместе строили Храм Св. Гроба Господня. И когда распределили все Святые Места, над Гробом повесили лампады во имя христианских народов.

Мкртич епископ Агавнуни в своей книге «Предания Святых Мест Святой Земли» (1936) цитирует отрывок из труда вардапета Анастаса «Об армянских монастырях Иерусалима» (VII в.) о том, что во время правления Св. Трдата и Патриаршества Св. Григора Просветителя многие армянские князья построили церкви и монастыри на Святых Местах. Упоминаются большие церкви как Голгофа (в то время она стояла отдельно от Гроба Господня), церкви Рождества, Свв. Иаковов, Архангелов (дом первосвященника Анны), Спасителя (дом первосвященника Каифы), Горница (место Последней вечери), Вознесения (место Вознесения), Гроба Господня (построили вместе с другими христианами) - все они были построены еще при Св. Трдате и Св. Григории Просветителе.

По приказу же Св. Нерсеса были построены остальные церкви и монастыри для молитвы и спасения армян. Итого всех церквей и монастырей, построенных армянами на Святой Земле, уже в VII в. насчитывалось порядка семидесяти...
 
Последнее редактирование модератором:

moisseev

New member

Израиль признал Нурхана Манукяна армянским патриархом Иерусалима​

Израиль официально признал Нурхана Манукяна новым армянским Патриархом Иерусалима.

Патриарх Нурхан Манукян 23 июля была принят министром внутренних дел Израиля Гидеоном Сааром. На встрече также присутствовали архиепископ Севан Гарибян и отец Гусан Алджанян.

В ходе встречи министр передал Нурхану Манукяну письмо, в котором говорится, что правительство Израиля официально признает его в качестве нового армянского Патриарха Иерусалима, сообщает официальный сайт патриархата.

Патриарший Престол - один из иерархических Престолов Святой Армянской Апостольской Церкви. Прежний Иерусалимский Армянский Патриарх, архиепископ Торгом Манукян скончался 12 октября 2012 года на 93-м году жизни после продолжительной болезни.[/heading]
 

САР

New member
1. Не "от православных", а от греко-православных. Никто византийской церковной традиции монополию на понятие Православие не отдавал и даже не продавал.

2. Не "древних поместных православных церквей", а Церквей образовавшихся при распаде единой Церкви Византии. Та же РПЦ - это осколок Византийской Церкви (митрополия), сначала отпавшая от Константинопольской Церкви, а потом пользуясь политической обстановкой, приобрела себе автокефалию и патриархат. Армянская Церковь действительно не относится к этой группе Церквей, потому что никогда не относилась к Византийской Церкви. Армянская Церковь всегда, изначально была независимой и самобытной.

3. Так то в Римской империи те пять патриархатов. Армянская Церковь - это Церковь Армении, которая не зависела от Церкви Римской империи. Поэтому, у нее свой патриарх.

4. Попыток объединяться с РПЦ у ААЦ никогда не было. Были такие попытки в древности с византийцами, когда не только РПЦ не было. Но все эти попытки сводились византийцами (мнящими себя великими и единственно истинными) к подчинению ААЦ Византийской Церкви. Поэтому и успеха не было и быть не могло.

5. Конечно не значит. Православие никак со сторонами Света не увязывается. Православие - это правильное прославление Бога и правильная вера. А как известно, правильными все считают прежде всего себя. Поэтому, для армян православными являются они сами, а греко-православные нет.




Армения, на момент принятия Христианства государственной религией в 301 году, была суверенным царством, союзным Римской империи. Царь Армении Трдат Третий Великий, крестил страну, пока в Риме еще больше десятилетия убивали христиан.

Эфиопия приняла христианство при деятельности Фрументия в 330 году.
Интересно
 
Сверху